Бизнес-образование руководителей: принципы эффективного обучения – Мирбис
Связаться с нами

Бизнес-образование руководителей: принципы эффективного обучения

Версия для печати
24 мая 2023
Бизнес-образование руководителей: принципы эффективного обучения

Исполнительный директор Школы бизнеса МИРБИС Федор Федоров в своей колонке на Forbes Экспертиза поделился мнением о принципах эффективного обучения для руководителей.


Процессы, с которыми мы ежедневно сталкиваемся, все сложнее вписать в какую-либо понятную схему. Наш мир сложный, непредсказуемый, непостижимый, пугающий. Однако широкий кругозор, фундаментальные знания, системное мышление и способность видеть картину целостно всегда помогали сохранять уверенность и чувствовать твердую почву под ногами.

Исследования МИРБИС показывают, что собственники и топ-менеджмент компаний сохраняют потребность в получении знаний несмотря ни на что. И это как раз логично, ведь в текущих условиях руководителям нужны не только другие модели для развития бизнеса, но и новые компетенции: умение быть одновременно решительными и гибкими, быть лидерами и партнерами своих команд, сотрудничать и экспериментировать и в то же время нести персональную ответственность за принимаемые решения.

Кроме того, в условиях тотальной неопределенности руководителям самим нужна эмоциональная поддержка, чтобы быть убедительными и устойчивыми для тех, за кого они отвечают. Справляться в одиночку сегодня практически невозможно.

Длительное бизнес-образование стоит дороже, чем краткосрочный курс, но, как показывает практика, для дальнозорких руководителей это не вопрос финансов, а вопрос будущего их компаний, возможности не только сохранить позиции на быстро меняющемся рынке, но и успешно развиваться.

Непрерывное образование на всех уровнях (от линейных сотрудников до топов) — это реальность, которую уже невозможно игнорировать. Одна из важных компетенций нашего времени — генерировать новое и очень быстро шагать вперед маленькими шагами. Руководителю ежедневно приходится принимать нестандартные решения. Именно в бизнес-школе, где есть системный подход, руководитель находит ответы на свои вопросы. Именно здесь рождаются инновационные бизнес-проекты и нестандартные управленческие решения. И, что еще важно, здесь, в среде равных, руководитель получает эмоциональную поддержку.

Московская международная школа бизнеса МИРБИС существует уже 35 лет и за эти годы вывела три основных принципа организации обучения собственников и топ-менеджеров.

Принцип 1: Создание продуктивной среды

Знания, которые дает бизнес-школа, могут быть работающими, если сначала они апробируются внутри.
Мы как частная организация сталкиваемся с теми же вызовами российской реальности, что и каждый отдельно взятый бизнес в стране.
Наша базовая ценность — откровенный обмен опытом: как самой школы, преподавателей со слушателями, так и между слушателями. У нас дружные группы, и все тесно общаются друг с другом и преподавателями. Мы очень дорожим этой атмосферой. На мой взгляд, подобную внутреннюю модель нельзя повторить. Без стеснения могу сказать, что нам удалось создать пространство решений, интеллекта и инноваций, свободы и креатива и вместе с тем поддерживающую среду сотрудничества, сотворчества и живых связей, которые длятся долгие годы.

Мы сами находимся в непрерывном процессе получения знаний и построения новых коммуникаций, ищем и привлекаем лучших экспертов-практиков из разных сфер бизнеса, которым также интересен взаимообмен опытом. Наконец, я и моя команда сами постоянно учимся. В марте я защитил дипломную работу на нашей программе Executive МВА, а два моих ключевых сотрудника — заместитель исполнительного директора и коммерческий директор — на программе МВА.

Полученное мною бизнес-образование дало еще более глубокое понимание потребностей аудитории, а также еще большую уверенность в том, что делает команда МИРБИС. Раньше мы получали отзывы в процессе и после обучения на МВА/ЕМВА о том, что делаем очень качественный продукт, а обучение действительно меняет жизнь людей в лучшую сторону. Обучаясь, я видел и слышал это от своих товарищей: на занятиях и в процессе решения ситуаций, во время совместной подготовки домашних заданий, в перерывах, в неформальных беседах за кофе. Иногда мои товарищи по группе не щадили меня, давая обратную связь, но и это были очень рациональные предложения, которые мы учли.

Если говорить конкретно о программе Executive МВА, которую я закончил, то благодаря ей руководители получают дорожную карту для конкретного бизнеса. За счет чего? Главным образом за счет учебного плана программы, в котором содержится три больших, емких проекта. Эти проекты — отличительная «фишка» МИРБИС. В 99% случаев слушатели готовят проекты по своим компаниям, получая в итоге: подробную диагностику деятельности компании; концепт-план по ее стратегическому развитию и персонализацию выполнения концепт-плана (с подробным перечнем задач для сотрудников и показателями эффективности их выполнения). Более того, программу Executive MBA можно назвать дорожной картой самого руководителя как лидера.

Принцип 2: Гибкость и адаптивность

Чтобы оставаться востребованными, мы обязаны отслеживать тренды и уже даже не каждый год, а каждые несколько месяцев актуализировать учебные программы и дисциплины в соответствии с происходящими изменениями и запросами слушателей.

Гибкий подход и умение адаптироваться — необходимые навыки не только для бизнес-школы, но и для любой клиентоориентированной компании. Разумеется, нам важно понимать, что хочет наш слушатель, что ему необходимо. Мы как школа бизнеса не только учим, но и сами постоянно учимся у бизнеса.

Приведу в пример упомянутую уже программу Executive МВА. В конце 2023 года ей исполняется 20 лет, ее выпускниками стали более 600 руководителей, занимающих высокие должностные позиции в стране или имеющих известный практически каждому потребителю бизнес. За это время программа претерпела изменения десятки раз — и можно сказать, что каждый выпускник так или иначе повлиял на нее. В этом году слушатели Еxecutive МВА приняли непосредственное участие в последнем обновлении программы: мы трансформировали формат обучения на более удобный, актуализировали список дисциплин и даже изменили название.

На основании голосования слушателей из блока «по выбору» в основную программу вошла дисциплина «Антикризисное управление и коммуникации». В новом авторстве появилась дисциплина «Стратегии маркетинга в современных условиях», а также запустились дисциплины по построению системы продаж и подготовки к публичным выступлениям. Особенно много «болевых точек» возникает и рассматривается в рамках дисциплин, которые существуют на стыке операционного менеджмента и стратегии, практики и теории.

Мы стали делать больший акцент на изучении опыта работы российских предприятий. Первая группа слушателей и выпускников проехала по маршруту новой стажировки в марте 2023 года, посетив 6 крупных российских предприятий за 4 дня. В планах на 2023 год запуск трех направлений стажировок на предприятиях и в компаниях России.

Принцип 3: Сотворчество и партнерство

Создание продуктивной среды непосредственно связано с передачей знаний и обменом опытом, которые в нашем случае происходят по схеме «слушатели — преподаватель-практик — слушатели».

Когда мы собираем преподавателей Executive MBA и обсуждаем конкретную группу слушателей, нередко возникает вопрос, а чему, собственно, можно научить руководителей компаний с оборотом в несколько десятков или сотен миллионов рублей.

Конечно, в случае организации обучения руководителей высшего звена и собственников бизнеса речь не может идти об односторонней передаче знаний, единственной точке зрения на исследуемый вопрос или определенном решении ситуации (или кейса). В аудиториях ЕМВА, как правило, постоянно дискутируют, а преподаватели нередко становятся модераторами обсуждений, по итогам которых сами слушатели выдают результат.

Как отметил один из слушателей, окончательный выбор бизнес-школы он сделал после пробного занятия, на котором все 4 часа находился в диалоге — с преподавателем, слушателями и в какой-то степени с самим собой.

В МИРБИС такой подход называют сотворчеством, а в рамках всей программы Executive MBA — партнерством между преподавателем и слушателем. Аналогичным образом мы строим партнерство и между администрацией школы и слушателями. Как было упомянуто ранее, каждый привносит дополнительную ценность в развитие отдельной программы или даже в жизнь всей школы бизнеса.

Этот материал опубликован на платформе бизнес-сообщества Forbes Экспертиза